Выпуск № 1(82), январь 2004 г.
все
выпуски
На Руси
знание испокон веков было святыней, второй после веры
Российское
образование имеет долгую историю. Мы предлагаем вам серию публикаций,
рассказывающих об основных этапах развития образования в России с древнейших
времен.
Летописи
указывают, что уже в конце X века Владимир Красное Солнышко открыл в Киеве
первую на Руси государственную школу на 300 человек (немыслимое число для
Европы!). Ярослав Мудрый продолжил дело отца. В Новгороде он организовал ряд
школ, собрал первую библиотеку. По образцу киевской и новгородской при дворах
русских князей и монастырях открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале. В 1086 году в одном из
женских монастырей Киева было открыто первое училище для девочек.
Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада,
составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика,
риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Кроме того,
существовали особые школы для обучения грамоте и иностранным языкам.
На основании
этих и других данных можно утверждать, что в X–XIII веках на Руси при
монастырях создавались школы для подготовки духовенства и грамотных людей,
необходимых государству. Но школы были не только учебными заведениями, но и
центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов,
переписывались рукописи.
Некоторые
историки российского образования высказывают мнение, что в Древней Руси
большинство населения было не только малообразованным, но и вообще
безграмотным. Однако сохранились многочисленные свидетельства
обратного. Найдены берестяные грамоты XI–XIII вв., по их содержанию
видно, что авторами были люди самых разных социальных слоев, в том числе купцы,
ремесленники и даже крестьяне. Встречались и грамоты, написанные женщинами.
Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого
распространения грамотности в Древней Руси.
Развитие культуры,
так высоко стоявшей в Киевском государстве в XIII–XIV веках, затормозилось
вследствие татаро-монгольского ига и многочисленных войн. Западноевропейская
культурная экспансия и церковный раскол также тяжело отразились на
русском просвещении и образовании. Оно стало почти исключительно духовным
(монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время роль
хранителей и распространителей российского образования.
Укрепление
Московского государства в XV–XVI веках повлекло за собой и некоторый подъем
образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и
частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и
ремесленников и купцов; с другой – была создана и закреплена система
православного образования.
В XVI–XVII вв.
центрами просвещения в восточнославянских землях были Украина и Белоруссия. В
борьбе против политического и в особенности религиозного наступления Польши
украинские и белорусские просветители основывали так называемые "братские
школы", тесно связанные с национально-освободительным движением. На базе
двух таких школ была открыта Киево-Могилянская
коллегия. С середины XVII в. в
Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических
школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В школу
принимались дети всех сословий, без различия их социального и материального
положения.
В 1687 г. в
Москве была создана Славяно-греко-латинская академия. Она готовила не только
духовенство, но и учащихся для медико-хирургических школ, многие из которых
затем стали студентами университета, открытого в 1725 году при Академии наук.
Однако система
образования в России начинает складываться только при Петре I.
C.А. Калмыкова