ГАЗЕТА "СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

Выпуск № 1(82), январь 2004 г.
все выпуски

 

Содержание

 

История образования в России

На Руси знание испокон веков было святыней, второй после веры

Российское образование имеет долгую историю. Мы предлагаем вам серию публикаций, рассказывающих об основных этапах развития образования в России с древнейших времен.

Летописи указывают, что уже в конце X века Владимир Красное Солнышко открыл в Киеве первую на Руси государственную школу на 300 человек (немыслимое число для Европы!). Ярослав Мудрый продолжил дело отца. В Новгороде он организовал ряд школ, собрал первую библиотеку. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей и монастырях открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале. В 1086 году в одном из женских монастырей Киева было открыто первое училище для девочек.

Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Кроме того, существовали особые школы для обучения грамоте и иностранным языкам.

На основании этих и других данных можно утверждать, что в X–XIII веках на Руси при монастырях создавались школы для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. Но школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.

Некоторые историки российского образования высказывают мнение, что в Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и вообще безграмотным. Однако сохранились многочисленные свидетельства обратного. Найдены берестяные грамоты XI–XIII вв., по их содержанию видно, что авторами были люди самых разных социальных слоев, в том числе купцы, ремесленники и даже крестьяне. Встречались и грамоты, написанные женщинами. Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности в Древней Руси.

Развитие культуры, так высоко стоявшей в Киевском государстве в XIII–XIV веках, затормозилось вследствие татаро-монгольского ига и многочисленных войн. Западноевропейская культурная экспансия и церковный раскол также тяжело отразились на русском просвещении и образовании. Оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время роль хранителей и распространителей российского образования.

Укрепление Московского государства в XV–XVI веках повлекло за собой и некоторый подъем образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов; с другой – была создана и закреплена система православного образования.

В XVI–XVII вв. центрами просвещения в восточнославянских землях были Украина и Белоруссия. В борьбе против политического и в особенности религиозного наступления Польши украинские и белорусские просветители основывали так называемые "братские школы", тесно связанные с национально-освободительным движением. На базе двух таких школ была открыта Киево-Могилянская коллегия. С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В школу принимались дети всех сословий, без различия их социального и материального положения.

В 1687 г. в Москве была создана Славяно-греко-латинская академия. Она готовила не только духовенство, но и учащихся для медико-хирургических школ, многие из которых затем стали студентами университета, открытого в 1725 году при Академии наук.

Однако система образования в России начинает складываться только при Петре I.

C.А. Калмыкова

 

Hosted by uCoz